Ветроэнергетика в РБ Применение АКБ в возобновляемой энергетике – это начало конца эры углеводородного топлива
13-03-2018

Углеводородную экономику уже бесчисленное количество раз «приговаривали к смерти». Однако эксперты доказывают, что в этот раз пришло время аккумуляторных батарей, и теперь шансов у нефтегазовых проектов оставаться конкурентными на рынке становится все меньше с каждым днем.

Аккумуляторы, которые раньше давали энергию небольшим устройствам вроде часов и пультов управления к домашней технике, теперь заряжают предметы, играющие гораздо большую роль в повседневной жизни: от смартфонов до машин, и даже целых домов и офисов. Конечно, нефтяные гиганты заметили это. И в ходе ежегодной конференции CERAWeek (г. Хьюстон, США), проводимой компанией IHS Markit, собравшей в начале марта 2018 г. менеджеров крупнейших игроков на рынке углеводородного топлива, были обсуждены перспективы рынка АКБ. «Вопрос теперь заключается не в том, разрушат ли АКБ энергетический сектор, – говорится в описании одной из дискуссий, представленной IHS, – а в каком объеме и как быстро они это сделают?»


«Это поворотное событие, – заявил Джоел Айзен, профессор права в области энергетики Ричмондского университета. – Оно очень напоминает начало 70-х годов, когда регуляторы открыли рынок телекоммуникаций, приняв решения, возвестившие начало цифровой эры и предоставившие компьютерам равноправный доступ к телефонным линиям».

Основными тремя движущими силами, стимулирующими развитие применения АКБ, на конференции CERAWeek названы:
• увеличение спроса на электромобили;
• повсеместное падение доли углеводородов в энергобалансах стран за счет ВИЭ;
• существенное снижение стоимости АКБ.

Спрос на электромобили
В последние годы аналитики обсуждали вероятность того, что совершенствование долговечных, энергоемких и легко перезаряжаемых литий-ионных батарей ознаменует начало конца эры углеводородного топлива. А сегодня мы видим, что электромобили, выпущенные такими компаниями как Tesla, General Motors и BYD Co., уже заменили более 3 миллионов машин с двигателями внутреннего сгорания по всему миру.

Согласно текущим прогнозам, электромобили превзойдут традиционные машины по объему продаж не позднее 2040 года. А согласно оценкам Bloomberg New Energy Finance, из-за этого спрос на топливо снизится на 8,5 миллионов баррелей в день.



Сокращение доли углеводородов
Присутствие АКБ на энергетическом рынке угрожает также доминированию природного газа. Газовые электростанции активно заменяют на проекты с применением возобновляемых источников. Солнечные и ветроэлектростанции уже могут использовать системы накопления энергии, чтобы аккумулировать выработанное электричество и выдавать его в соответствии с потребностями.


По мнению Александры Гудсон, представителя компании Saft (занимающейся производством АКБ), в течение следующих 5 лет рост систем аккумулирования энергии будет скорее экспоненциальным, чем линейным.


Падение цен на АКБ
«Аккумуляторная революция не просто не за горами. Чтобы электромобили могли полноценно конкурировать с бензиновыми машинами, цены на литий-ионные батареи должны уменьшиться в два раза по сравнению с нынешним уровнем», – считает Альберт Чен, глава аналитического отдела Bloomberg New Energy Finance. Потребуется увеличить объемы производства, а также добычу сырья, необходимого для изготовления аккумуляторов. На большинстве рынков технологии по-прежнему полагаются на политические решения и стимулы, а в середине февраля 2018 г. американское правительство уровняло «правила игры» на энергетическом рынке между АКБ и другими видами хранения энергии. При этом цены на аккумуляторы уже сейчас составляют одну пятую от цен восьмилетней давности, и прогнозируется, что их падение продолжится.

Нефтегазовые компании и операторы энергосетей уже сегодня готовятся к неизбежности крупномасштабного применения аккумуляторов на автомобильном рынке и в энергосетях. BP Plc (British Petroleum) предсказывает переломную точку потребления нефти к 2030-м годам, когда сотни миллионов электромобилей будут ездить по дорогам. А руководитель нефтегазового гиганта Total SA на конференции заявил, что он уже водит электромобиль. «Мы достигаем переломного момента, – сказал Стив Уэстли, основатель венчурной фирмы в области экологичного природопользования Westly Group. – В будущем люди будут говорить об энергии, оперируя киловатт-часами вместо баррелей нефти».


Возврат к списку